Меню
Категории
 
Ижевск и Петербург

Кобзев И.
Ижевск и Петербург

Кобзев И. Ижевск и Петербург / Игорь Кобзев // Неделя Удмуртии. – 1995. – 27 окт.

В прошлом в России существовали населенные пункты, (появившиеся благодаря петровским преобразованиям), которые пытались напрямик копировать северную столицу. Порою это выглядело комично, ибо образец был далеко, а копия казалась оригиналом. Уже в XIX веке в подражание Невскому проспекту там существовали собственные проспекты, поросшие крапивой и бурьяном, в то время как в Москве и городах московской ориентации первые проспекты появились лишь спустя столетие, в 1930-е годы. Претензия на сходство с Петербургом выглядела забавной еще и потому, что на Урале населенными пунктами петербургской ориентации были, как правило, не города, а заводские села, превосходящие по народонаселению свои уездные и даже губернские «столицы» — центры московской ориентации. Англичанин Роберт Мурчисон с удивлением писал о заводских селах: «Эти средоточия промышленности с великолепными постройками более населены, нежели города, обозначенные на карте крупными буквами, а многие превосходят европейские города».
И тем не менее дух подражания и претензии на столичность дали и поразительные успехи, не стирая при этом следов собственной физиономии заводских сел, о чем свидетельствовали очевидцы. Так, граф де Сент-Альдегонт назвал заводское село Ижево (Ижевск, Ижевский завод) «одним из обширнейших и красивейших в империи», а о втором по «народонаселению» российском селе после Ижевска — Нижнем Тагиле — влюбленный в Петербург И.Л. Андроников воскликнул: «Великолепные постройки XVIII-XIX веков, которые сделали бы честь Петербургу». Английский художник и архитектор Аткинсон, зарисовавший уральские заводы, рассказывал, что там «значительное число зданий было выстроено в таком изящном стиле и с таким вкусом, что они могли бы с полным правом занять место в большом европейском городе».
Высокий европейский уровень архитектуры на уральских заводах объясняется тем, что в этих селах работало около семидесяти зодчих. Большинство из них окончили Петербургскую академию художеств, получив образование под руководством знаменитых зодчих. А главный архитектор Ижевского завода С.Е. Дудин родился в Петербурге, закончил Академию художеств с отличием и после дальнейшей учебы в Италии прибыл в Ижевск «сочинять прожекты». В то время в Вятке губернским архитектором был сержант архитектуры Филимон Росляков, научившийся зодчеству в казанской гарнизонной школе. Других архитекторов во всей губернии не было, а по сему классические здания в Вятке строились в традициях крестьянской избы. Поэтому С.Е. Дудин строил не только в своем заводском селе, которое он называл «городом Ижа», но и по всей губернии. А в 1815 году помощник Дудина Н.А. Андреевский стал губернским архитектором.
Ижевский завод Сарапульского уезда Вятской губернии был одним из самых значительных центров петербургской ориентации. По численности населения это село в два раза превосходило свою губернскую «столицу» и в тридцать раз самый маленький город губернии — Царевосанчурск. В 1863 году в селе проживало больше жителей, чем в Омске, Владивостоке, Рязани, Баку, Уфе, Перми. На Урале Ижевский завод тогда уступал только Оренбургу и почти равнялся горной столице Урала — Екатеринбургу.
Как и Петербург, воздвигнутый на землях финноязычной «чуди» — ижорцев и воти, Ижевский завод был основан на землях финноязычных «вотяков» из рода чудья. И Петербург, и Ижевск заселялись принудительно. Обильно вскормленный кровью город Петра вырос на костях почти ста тысяч погибших при строительстве новой столицы, а из первопроходцев Ижевска лишь половина крепостных осталась в живых.
И там и здесь в «учителях» ходили иноземцы, главным образом, выходцы из Германии. До депортации немцев из Петербурга и Ижевска в 1914 году процентное соотношение в них было приблизительно равным, хотя и немногочисленным. И все же иноземцы успели сделать много: первое описание Ижевска и завода, первая книга о приижевских удмуртах были изданы на немецком языке (последняя переиздавалась на Западе трижды, но ни разу не выпущена на русском языке до сих пор). Часы-куранты, изготовленные немецким мастером Христианом Шиотцем в первой половине прошлого столетия и установленные на заводсой башне рассыпают свой мелодичный перезвон и сейчас. А главное, именно немцы были первыми в Ижевске мастерами-оружейниками, обучившими русских своему мастерству. Именно немцы перед войной с Наполеоном заложили здесь ту специализацию, которая сделала Ижевск арсеналом России. Русские ученики оказались усердными: в последнюю войну Ижевск дал на два миллиона стволов больше, чем все заводы Германии вместе взятые.
История Петербурга и Ижевска связана с историей русского флота и оружия. Еще в XVIII столетии в Ижевске существовала якорная фабрика. Однако впоследствии производство якорей перевели на соседний Воткинский завод. Там же под руководством английского судостроителя Джеймса Карра была построена корабельная верфь. Ижевск же полностью ушел от дел адмиралтейских, подчинившись Артиллерийскому ведомству в Петербурге.
Тем не менее и в Петербурге, и в Ижевске одновременно воздвигались четырехэтажные, сходные по архитектуре и градоформирующей роли, 400-метровое Адмиралтейство и 330-метровый главный корпус Ижевского оружейного завода. Благодаря своим размерам Адмиралтейство стало, по словам А. В. Бунина, «как бы олицетворением Петербурга». То же самое можно сказать и о здании Оружейного завода, названном московским искусствоведом М.Б. Михайловой «самым монументальным сооружением русского классицизма». Через арки этих двух первых в России многоэтажных промышленных зданий, венчавшихся часовыми башнями и служивших доминантами, ядрами Петербурга и Ижевска, проходили каналы. Адмиралтейство до 1844 года служило верфью, после чего каналы были засыпаны. В Ижевске же их оставили, хотя и заключили в подземные трубы.
На башни Адмиралтейства и Оружейного завода ориентировались главные магистрали Петербурга и Ижевска — Невский и Александро-Невский проспекты, а также похожие друг на друга как братья Александровский и Михайловский столпы, сооруженные в честь сыновей императора Павла I — царя Александра I и его родного брата великого князя Михаила Павловича. В «линию», в один «рост», «во фронт» к Адмиралтейству и Оружейному заводу и там и здесь выстроились вдоль берега, словно солдаты, дома, составляя протяженные речные фасады. В Ижевске они, к сожалению, не сохранились, как не сохранилась сеть поперечных и продольных каналов с десятками деревянных мостов в заречной части Ижевска и многое другое, напоминающее о былом подражании Петербургу.
Любопытно, что Петербург, как и Ижевск, задумывался Петром I военным поселением, заводом-казармой. Царь-работник приказал пригнать в Петербург «на вечное житье с женами и детьми» для работ в Адмиралтействе тысячи мастеровых людей разного рода: кузнецов, слесарей, плотников, токарей и т.д. Точно так же начинался и Ижевск, в который по приказу фаворита дочери Петра I графа П.И. Шувалова согнали мастеровых и работных людей разного рода для рытья каналов, плотины, строительства завода. «А что такое военная столица, военное поселение? — рассуждал известный ученый Ю.М. Лотман. — Это план, который когда-то и кем-то был нарисован… Там не будет жителей. Там первоначально будут только солдаты». Петербург планировался как образец для России.
Петр I совершенно не понимал, что город — это не только военный завод. Но против желания военная столица начала обрастать искусством и литературой в отличие от Ижевска, в котором солдатско-механическое, утилитарно-роботообразное начало со временем подавило, подмяло под себя даже то красивое, что породил сам завод в области зодчества. В этом отношении культура и техника противоположны: в культуре работает вся ее толща, в технике — только последний временной срез. Технизация Ижевска неизбежно привела к его саморазрушению как исторического организма и отсутствию в нем даже малейшего сходства с Петербургом — городом пронзительного совершенства. И сейчас в Ижевске особенно испытываешь приступы удушья из-за отсутствия следов истории, старины, искусства.
ИЖЕВСК
•    1. Оружейный завод
•    2. Михайловский столп
•    3. Александро-Невский собор
•    4. Михайловский собор (подражание собору Василия Блаженного в Москве), 1907 г.
•    5. «Царский дворец», в котором останавливался царь Александр I
•    6. Лютеранская церковь
•    7. Казармы. Плац для строевых занятий
•    8. Дворец инженера Дерябина, основателя Ижевского оружейного завода
•    9. Долгий мост
ПЕТЕРБУРГ
•    1. Адмиралтейство
•    2. Александрийский столп
•    3. Петропавловский собор
•    4. Храм Спаса на Крови (подражание собору Василия Блаженного в Москве), 1907 г.
•    5. Зимний дворец
•    6. Лютеранская церковь
•    7. Казармы. Плац для строевых занятий
•    8. Инженерный замок
•    9. Николаевский мост

*